Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.06.2018, 09:17

Сайт МКОУ "ООШ для обучающихся с ОВЗ" г. Коркино

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Рекомендации [1]
Наш опрос
Как вы оцениваете доброжелательность и вежливость работников организации?
Всего ответов: 27
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Педагогический совет "Современный урок на деятельностной основе в свете требований ФГОС"

Педагогический совет

на тему « Современный урок на деятельностной основе

в свете требований ФГОС»

«Мастерство учителя – это специальность,

которой надо учиться»

А.С.Макаренко

Цель: рост профессиональной компетентности педагогов; содействие обновлению структуры и качества образовательной деятельности в свете требований ФГОС

Задачи:

  • Осознание основных критериев современного урока, повышение качества уроков, учебных занятий, в соответствии с современными требованиями к уроку.
  • Понимание сути урока на деятельностной основе, использование в работе
  • Осознание необходимости повышения уровня самообразования, рост профессионального мастерства педагогов

 

  • уроке давным-давно написано множество книг и статей, проведено десятки и сотни педагогических советов и семинаров, обобщено лучшего (передового) педагогического опыта. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни совершались реформы и преобразования, урок остается главной формой обучения, где главные действующие лица: учитель и ученики. Что знаем об уроке мы?

Понятие «урок» в более широком смысле имеет несколько составляющих:

  • Организационную (ученье в обозначенное время)
  • Дидактическую (определенный тип, форма, структура)
  • Методическую (основанный на педагогической технологии способ деятельности)
  • Психологическую ( комфортное взаимодействие участников)
  • Социальную (решение жизненных вопросов и проблем)

Собрать все составляющие воедино. Ограниченный рамками времени процесс обучения, определенного типа, формы и структуры, основанный на педагогических технологиях, решающий жизненные вопросы и проблемы при комфортном взаимодействии участников способ совместной деятельности.

Слушали педагога – психолога Борщевскую Е.В. по теме «Урок и здоровье ребенка».

За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. В специальной литературе стали нормой такие, связанные со школой термины, как «школьный стресс», «школофобия».
В школах сейчас до 80% детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе из-за бесконечных нагрузок и перегрузок, которые накапливаются, и будут накапливаться дальше.

В одном из последних выступлений по центральному телевидению министр здравоохранения привел удручающую цифру: за последний год число больных детей в школах, страдающих хроническими заболеваниями увеличилось на 24%. .
По данным
социологических исследований, количество учителей, осознающих себя зависимыми от социальных обстоятельств, значительно превысило критический предел.

То же самое можно сказать и об учениках.

У них все больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критичному и мотивированному отношению к действительности, снижается порог безопасной жизнедеятельности и др.

Тему «Традиционный урок: плюсы и минусы» раскрыли учитель русского языка Синякевич С.В. и учитель технологии Секацкая Л.К.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства зарубежных стран.

Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.

     Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, интерпретации данных и проведения исследований.

Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. В настоящее время большинство учителей по-прежнему предпочитают традиционный урок. Это объясняется разными причинами:

  • привычкой и боязнью нового
  • непониманием огромно­го количества инноваций, внедряющих в современную школу
  • часто не дающих быстрых положительных результатов, кроме дополнительной нагрузки на самого учителя.

Неправильно возлагать всю вину за снижение здоровья школьников, их плохую успеваемость только на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков, а уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Нам с вами следует помнить об этом!

«Какой объем школьной информации может вместить и прочно усвоить мозг

«Можно ли и надо ли учить всему, чтобы не осложнить здоровье ребенка?»

«Как учить, чтобы полученные знания использовались детьми для самостоятельного применения в нестандартных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума?»

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, достаточно внимательно посмотреть на привычную структуру традиционного урока: орг.начало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, итог урока.

Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика решаются просто: надо заставить ученика учить, т. е. все усилия направить на передачу и усвоение знаний; при данном подходе ученик - объект обучения.

Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Учителя, которым удается изменить ход урока, чтобы это было интересно не только им, но и ученикам, стремятся вовле­чь детей в активный процесс обучения. Учитель же не освобождается от своей обязанности учить, он просто начинает учить по-новому

« Кто постигает новое, лелея лучшее старое,

тот может быть хорошим учителем» Конфуций.

 

Современный урок в свете требований ФГОС на деятельностной основе

"Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самостоятельной деятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”

Сегодня социальный заказ на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе ФГОС положен системно - деятельностный подход.

Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?

«Можно накормить голодного рыбой,
а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам».

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

А по силам ли такой подход нашим учащимся с ОВЗ?

Высказывание «Скажите мне - и я забуду, покажите - и я запомню, дайте выполнить самостоятельно и я научусь" - говорит за себя.

Требования ФГОС смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся. В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные (базовые) учебные действия (БУД) и развивается как личность.

« Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность» Б. Шоу

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в эту активную деятельность.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему: «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется на иную: «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Принципиальным отличием Стандартов является усиление их ориентации на результаты образования. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих базовую основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной жизненной компетентности.

Характер обучения становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий и конструирования новых.

В результате анализа деятельности учащихся были выделены основные виды универсальных (базовых) учебных действий:

  • личностные (самоопределение - внутренняя позиция ученика, самоуважение, самооценка; смыслообразование – мотивация, границы знания и незнания; морально-этическая ориентация – выполнение моральных норм, оценка своих поступков); (сообщение подготовила Клинк Н.Е.)
  • регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование); (сообщение подготовила Коптякова Е.С.)
  • познавательные (работа с информацией, с учебными моделями, логические, знаково-символические средства, логические операции: сравнении, анализ, обобщение, сравнение, классификация, аналогии и др.); (сообщение подготовила Рыбина Т.А.)
  • коммуникативные (компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, речевая деятельность). (сообщение подготовила Малеева Л.В.)

Деятельностный подход на современном уроке осуществляется через:

  • Моделирование и анализ жизненных ситуаций;
  • Использование активных и интерактивных методик;
  • Участие в проектной и владение приёмами исследовательской деятельности;
  • Вовлечение обучающихся в игровую, рефлексивную, познавательную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного подхода к решению задачи.

Деятельность обучающихся:

  • работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
  • критически осмысливают актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют собственные заключения и оценочные суждения;
  • решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
  • анализируют современные общественные явления и события;
  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;
  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Можно выделить следующие критерии эффективности и качества урока:

  • усвоение учащимися определенных знаний;
  • развитие общеучебных умений и навыков;
  • включенность учащихся в учебную деятельность;
  • развитие у учащихся познавательных процессов;
  • развитие рефлексии и оценочной деятельности;
  • связь материала с жизненным опытом учащихся;
  • индивидуализация и дифференциация заданий;
  • снижение утомляемости учащихся во время учебной деятельности;
  • новая позиция педагога в учебном процессе;
  • тщательный уровень подготовленности учителя к уроку, методика преподавания;
  • активная деятельность учащихся на уроке.

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода являются такие педагогические технологии, как:

  • Информационные и коммуникативные
  • Технология создания учебной ситуации.
  • Технология проектной деятельности.
  • Технология уровневой дифференциации.
  • Технология коллективного способа обучения
  • Здоровьесберегающая технология
  • Личностно-ориентированная технология
  • Технологии игрового обучения
  • Технология деятельностного метода.

Пути повышения эффективности урока:

  • постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;
  • улучшение материальной базы ОУ;
  • комплексное планирование уроков;
  • рациональное использование времени урока;
  • соблюдение логики урока;
  • соответствие содержания образования методам обучения, возможностям учащихся
  • развитие творческой активности и самостоятельности учащихся;

Системно - деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей учащихся, как:

  • готовность к разрешению проблем,
  • технологическая компетентность,
  • готовность к самообразованию,
  • готовность к использованию информационных ресурсов,
  • готовность к социальному взаимодействию,
  • коммуникативная компетентность.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Рассмотрели технологическую карту урока – новый вид методической продукции.

Технологическая карта позляет учителю:

  • увидеть учебный материал целостно и системно спроектировать учебный процесс
  • полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций
  • корректировать, варьировать и синхронизироваать действия всех субъектоа педагогической деятельности
  • согласовывать действия учителя и ученика
  • организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе бучения.

Конструирование технологической карты урока:

  1. блок целеполагания (что важно сделать, воплотить)
  2. инструментальный блок (какими средствами это достижимо)
  3. организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции)

 

Педагогический совет решил:

  1. Учителям начальных классов при проектировании учебных занятий выполнять требования федерального государственного образовательного стандарта, а именно, планировать и реализовывать на уроке наряду с предметными задачами формирование базовых учебных действий.

 

  1. Учителям-предметникам изучить и использовать в работе предложенную технологическую карту урока на деятельностной основе.

 

  1. Учителям разработать и провести в 3-4 учебной четверти учебные занятия в соответствии с требованиями ФГОС. Обобщить опыт работы «Мой лучший урок по ФГОС» в МК школы.

 

  1. Организовать в рамках работы МО учителей-предметников взаимопосещение уроков учителей с заполнением технологической карты урока на деятельностной основе, провести самоанализ готовности учителей к работе в новых условиях организации учебной деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: skoy-korkino (06.04.2018)
Просмотров: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
..
Друзья сайта
Министерство образования и науки Российской Федерации
 
 
Федеральный портал "Российское образование" 
Единое окно доступа к образовательным ресурсам 
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 
 
 
 

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz